Мастер-класс Владимира Яшина: МАСЛЯНЫЕ ТОЧКИ

Для начала, давайте разберемся, что же это за «масляные точки»? Западные моделисты называют эту технику – fading(выцтветание). На мой взгляд это название слишком комплексно и, скорее отражает получаемый результат, нежели сам приём, ведь эффекта выцветания можно достичь не только маслом, но и пигментами, и фильтрами, и даже при окраске аэрографом. На мой взгляд, уместнее данную технику называть «масляными точками», ведь этот термин идеально отражает саму суть данного приёма.

Разобравшись с терминологией, предлагаю перейти к подробному рассмотрению самой сути процесса. Начнем с материалов. Что же нам потребуется? В принципе, достаточно купить обычный набор художественных масляных красок в ближайшей лавке художника. Хотя, я бы рекомендовал пользоваться специальными красками для моделистов, которые выпускаются компанией MiG Productions под торговой маркой 502 Abteilung. Благодаря специально подобранной гамме они оптимальны для использования в нашем хобби, ведь наличие тематических оттенков для моделей бронетехники, авиации и фигур, избавляет от необходимости намешивать подходящие цвета, что заметно экономит время. Ну и что не менее важно – эти краски имеют в своем составе пигмент очень мелкого помола, а это уже напрямую влияет на итоговый результат.
Масляные точки являются вторым этапом тонировки после фильтров и служат для имитации воздействия стихии на лакокрасочное покрытие. В первую очередь эта техника, воспроизводит эффект старения краски от солнечного света, осадков и перепадов температуры. Также, очень хорошо подходит, чтобы нивелировать пестроту окраски, если модель несет на себе контрастный камуфляж. Кроме того, этим приемом можно имитировать застарелую грязь, въевшуюся в краску, а также оттенять или высветлять отдельные элементы модели.

Техника нанесения и растушевывания масляных точек.

Наносить масляные точки желательно малой круглой кисточкой №1 или №2, а растушевывать плоской средней кистью, смоченной в растворителе (это может быть, как фирменный растворитель от MiG Productions, так и обычный уайт-спирит). Очень важно на наклонных поверхностях растирать масло вертикальными движениями кисти, а на горизонтальных – круговыми и колящими. При этом, очень важно уловить тот момент, когда эффект от растирания будет оптимален. Если же вы увлечетесь, то рискуете просто стереть все масло и никакого эффекта не будет, либо напротив, на модели останутся неряшливые мазки, говорящие о незавершенности процесса. Оптимальной для нанесения масла является матовая или полу-матовая поверхность. Глянцевая поверхность плохо подходит для этой техники.
Желательно использовать не менее четырех оттенков масла для тонировки одной модели. Ну а вообще, чем больше оттенков будет задействовано, тем более разнородным и «ушатанным» будет конечный результат.

Процесс нанесения и растушевывания масляных красок детально проиллюстрирован ниже, на примере модели тягача ФАМО, известного в миру под кличкой КраноМонстр ))))

Теперь немного другой способ на примере модели Panzer IV:

Имитация затенения

С помощью техники масляных точек на модели можно воспроизвести игру света, которую нередко можно увидеть на настоящей технике. Речь идет, прежде всего о том, что чем выше некий элемент расположен на объекте моделирования, тем более светлым он кажется, и наоборот, чем ниже – тем темнее, что связано с уровнем освещенности. Для того, чтобы показать эту особенность на модели, необходимо наносить масляные точки не хаотично, а логически. На крыше и выступающих элементах необходимо больше точек светлых тонов, а на нижних уровнях и особенно в углублениях и вокруг люков превалируют точки темных оттенков. Давайте рассмотрим эту особенность на примере модели “трехтонника”

Как работает техника масляных точек?

При подборе оттенков масляной краски можно смело руководствоваться приципом «масла много не бывает!», ибо чем больше оттенков вы используете, тем более интересным с визуальной точки зрения, будет результат. Но это совершенно не значит, что надо наносить на модель кучу краски. Во всем важно чувство меры. Я рекомендую руководствоваться тем, на сколько побитый жизнью объект, вы хотите получить в итоге. Если подразумевается танк, только что попавший на фронт, то можно обойтись и парой оттенков масла, если же это ветеран Восточного фронта, прошедший через огонь и воду, то используйте пять-шесть тонов масляных красок, чтобы модель услышала и медные трубы на каком-нибудь из конкурсов. ))))
Что не менее важно, ни в коем случае нельзя наносить на модель все цвета подряд! К каждому варианту базовой окраски можно подобрать несколько наиболее подходящих оттенков масла, которые будут оптимально работать в каждом конкретном случае.
Предлагаю рассмотреть несколько наиболее типичных видов базовой окраски.

БАЗОВЫЙ СЕРЫЙ

(например немецкий Panzergrau)
В случае, если вы работаете с моделью, окрашенной в немецкий серый цвет, как, например, этот огнеметный B1Bis, то оптимально будет использовать гамму серых и коричневых тонов. Кроме того, на сером отлично работает и синяя краска. Также можно ограниченно использовать черный, белый и охристые цвета.

БАЗОВЫЙ ПЕСОЧНЫЙ

(например немецкий Dunkel Gelb)
При тонировке моделей, окрашенных в темно-желтый, рекомендую использовать весь спектр желтых и коричневых оттенков. Также можно применить немного белого и серого и совсем чуть-чуть красного.
Не стоит использовать черный и совсем НЕ рекомендую применять зеленые и синие тона.

КАМУФЛЯЖ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦВЕТОВ

(например Red Brown и Dark Green поверх Dunkelgelb`а)
При работе с моделями немецкой (да и не только) техники, несущей камуфляж из нескольких тонов, масляные точки помогут “пригасить” излишнюю контрастность окраски. Оптимально использовать масло желтой, охристой и коричневой гаммы. Также можно воспользоваться белым и светло-серыми тонами.
Обратите внимание, что зеленые точки можно ставить сугубо на зеленые пятна камуфляжа!
НЕ рекомендую применять синие тона.

БАЗОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

(например советский 4БО)
Если вы тонируете модель советского танка, окрашенного в зеленый цвет, то желательно использовать масло зеленых и коричневых оттенков. Кроме того, можно использовать белый, серый и синий тона.

ГРАЖДАНСКАЯ ТЕХНИКА

В последнее время, все-большую популярность приобретают модели мирной техники. Видимо сказывается усталость моделистов от многолетней постройки машин убийства. Перекуем мечи….на мячи!
Я не могу дать общей рекомендации для всей гражданской техники, ведь ее главная прелесть в многообразии вариантов окрасок. Здесь все зависит от цвета каждой конкретной модели. Сразу оговорюсь, что техника масляных точек едва ли подходит для тонировки глянцевых моделей. Если вы строите чистенький отполированный Опель Олимпию или Ситроен, от масляных точек лучше отказаться.
В любом случае, самыми универсальными являются коричневые тона масла, которые подойдут почти для любой ситуации. Если же говорить о пожарной технике, то здесь совершенно не обойтись без масла красных тонов. Давайте рассмотрим эту технику на примере совершенно мирных моделей: вьетнамского такси, немецкого трактора и послевоенного грузовика.

Ну вот вроде бы и все! Второй мастер-класс завершен. Если у вас возникли вопросы – не стесняйтесь спрашивать! Я вам обязательно отвечу.
Кстати, уже полным ходом идет подготовка третьего мастер-класса, который будет посвящен смывкам. Следите за обновлениями на сайте!

С вами был Владимир Яшин

Добавить комментарий