Сколы, царапины и лущение краски

Сколы, царапины и лущение краски это последний этап тонирования перед нанесением пигментов, которые придают масштабной модели вид состарившейся и бывшей в эксплуатации техники. Но не думайте, что каждая модель обильно покрытая сколами будет смотреться реалистично. В реальной жизни множество техники уничтожается до того как на них начинают появляться хоть какие то следы эксплуатации. Однако в меру нанесенные сколы и царапины способны придать масштабной модели настоящий реализм.

Сколы и царапины на Вашей модели это то, что визуально заметно на ней больше всего, поэтому при их нанесении самое главное не переборщить с количеством и размерами, а наиболее реалистично Ваша масштабная модель будет выглядеть, если применить на ней различные технологии их нанесения.

Если Вы решите, что Ваша модель должна быть покрыта сколами, сначала тщательно спланируйте, где они должно быть, в каких местах, где износ происходил больше всего, чем это было вызвано, а так же в каких местах эксплуатировалась техника. Лучший способ определить это просматривая архивные фотографии. Следует учитывать и тот факт, что военная техника не целиком состоит из металла. Сколы на самолете, скорее всего, обнажат блестящую поверхности металла, на танке может проявиться грунтовка или его базовый цвет, в то время как сколы и царапины, появившиеся на камуфляже, скорее всего, проявят предыдущий слой краски. В одних местах голый металл будет оставаться таким, в то время как в других он быстро начнет ржаветь. Многие алюминиевые детали вообще никогда не подвергнуться ржавчине. Например, просматривая архивные фотографии боевых машин во время войны в Персидском заливе видно, что трехцветный камуфляж НАТО были спешно закрашен красками песочного цвета.

Наносить сколы необходимо в тех местах, где они появляются на реальной технике: вокруг люков, на шанцевом инструменте, подножках, поручнях и т.д. Чтобы увидеть, где интенсивность сколов наиболее высока, какого цвета и формы они бывают можно сходить на ближайшую стройку и посмотреть на экскаваторы и бульдозеры.

Ключевой момент при нанесении сколов на масштабную модель, это терпение и практика, если Вы торопитесь Ваш конечный результат, скорее всего, будет неудовлетворительным, а немного попрактиковавшись, Вы поймёте, что нанесение сколов это совсем не сложная техника.

Имитировать сколы, царапины и потертости лакокрасочного покрытия масштабной модели можно как рисованием другим цветом поверх базового, так и с помощью специальных масок или соли. Сейчас настало время рассмотреть каждую технику в отдельности, при помощи которых можно получить хороший результат в придании Вашей масштабной модели «состарившегося вида».

Модель JagdTiger на которой показаны некоторые примеры покрашена в чёрный цвет только для примера. Если Вам необходимо имитировать эффекты ржавения, то Вы должны покрасить эти места модели в соответствующие цвета которые откроются после удаления масок.


Нанесение сколов при помощи Vallejo Liquid Mask


С помощью Vallejo Liquid Mask можно создавать сколы и потёртости краски любого размера, а так же имитировать её вздутие. Для этого кистью наносим маску на модель в те места где нужно сделать потёртость или скол и ждём когда она высохнет.

Следующим этапом наносим базовый слой краски. На фотографии ниже хорошо видно, что данная маска отлично подходит для имитации вздувшейся краски.

Далее зубочисткой или зубной щёткой аккуратно начинаем счищать краску вместе с маской. На данном этапе главное сильно не давить на модель чтобы не поцарапать её там где не нужно.

Интенсивность и размер сколов зависит от количества нанесённой маски, это могут быть как маленькие участки модели, так и довольно большие площади.


Имитация облупившейся краски при помощи MIG Liquid Mask


С помощью Liquid Mask от MIG Productions можно довольно просто создать повисшие лохмотья краски. Это будет хорошо выглядеть при изготовлении старой проржавевшей или брошенной на открытом воздухе техники. Маску наносим кистью и даём ей высохнуть, после чего Liquid Mask приобретёт свойство мягкой резины.

Далее наносим базовый слой краски и аккуратно модельным ножом делаем надрез посередине высохшей маски и зубочисткой аккуратно начинаем раздвигать краску в разные стороны. В процессе этого необходимо удалить высохшую маску не повредив при этом лохмотья краски.

Грунтовку чёрного цвета которую теперь стало видно можно покрасить в цвет ржавчины и обработать пигментами создавая тем самым ржавый металл. Всё зависит от фантазии и Вашего желания.


Имитация сколов при помощи Worm Effect и Heavy Chipping


Worm Effect и Heavy Chipping, это новые акриловые продукты AK Interactive предназначенные для нанесения сколов и царапин на масштабные модели. Два эти продукта отличаются друг от друга интенсивностью: Worm Effect производит более тонкие царапины, Heavy Chipping применяется для относительно больших ободранных площадей.

Обе жидкости являются акриловыми водорастворимыми, не пахнут, не пачкаются, не липнут и не требуют разбавления перед применением. Наносить на модель их можно как с помощью аэрографа, так и с помощью кисти.

Для применения наносим жидкость хорошим слоем на модель когда она окрашена в грунт или ржавые цвета.

Затем покрываем модель основным слоем акриловой краски.

Далее кистью смоченной в воде ослабляем поверхность и начинаем создавать сколы и царапины используя либо туже кисть либо зубочистку. Будьте осторожны, чтобы не затопить водой всю поверхность модели.

Существует опасность, что если Вы нанесли толстый слой базового цвета он может производить более крупные сколы. Если это так, Вы можете использовать зубочистку чтобы иметь больше контроля над процессом создания царапин и сколов.

Как только Вы закончили с нанесением сколов и царапин, то должны покрыть модель лаком чтобы защитить полученные эффекты. И помните, что несколько слоев жидкости, большие царапины!


Нанесение сколов и царапин поролоновой губкой


Нанесение сколов и царапин поролоновой губкой является одним из самых легких, быстрых и эффективных техник их нанесения, которая может дать хороший результат по «старению» модели.

Для нанесения сколов и царапин необходимо оторвать от поролона небольшой кусочек и коснутся им до краски.

После чего удалить её избыток о бумажное полотенце или салфетку.

Далее начинайте прикасаться губкой в тех местах модели, где наиболее вероятно появление естественных сколов краски: люки, мелкие детали, заклепки, углы и т.д. Старайтесь делать это случайным образом.

Если на поролоне оставить слишком много краски или слишком сильно нажать на него, то очень легко можно получить кляксу на модели. Конечно, наносить сколы таким образом проще в 1/16 масштабе, и выглядеть они будут более реалистичными, но Вы вполне можете использовать эту технику в 1/35, и даже в 1/48 масштабе.

Этот метод нанесения сколов является быстрым и очень эффективным для получения реалистичного износа краски если Вам не хватает времени или если Вам нужно покрыть ими большие поверхности масштабной модели.


 

Рисование сколов и царапин кистью


Тонкая синтетическая кисть размером 00 или 000 позволяет как рисовать отдельные мелкие сколы так и самые мелкие царапины. Метод нанесения довольно прост, но занимает очень много времени и требует аккуратности. Вам необходимо в нужных местах модели просто рисовать сколы и царапины.

Особенностью использования очень тонких кистей является то, что краска на них высыхает очень быстро. За один раз Вы успеете нарисовать два или три скола, после чего кисть нужно промыть. Промывайте кисть каждые четыре раза в воде, потом один раз в растворителе. Помните, что при рисовании сколов и царапин кистью, их качество напрямую зависит от чистоты кисти.

Для имитации царапин и сколов лучше использовать акриловые краски, однако вполне подойдут и иные. Преимущество например масляных красок перед акрилом при рисовании сколов и царапин является то, что они очень медленно сохнут и взяв на кисть 000 очень маленькую дозу краски она долго будет оставаться пригодной для рисования.

Создавая масштабную модель Jagdtiger я умышленно нанес чрезмерное количество сколов не подходящего размера и цвета чтобы представить эту модель как пример в данной статье. На фотографии ниже хорошо видно как большое количество сколов могут испортить всю работу по покраске масштабной модели.

Помните, что реализм часто исходит от изменчивости и умеренности и Вы должны избегать однообразно нанесенных сколов по всей масштабной модели.


Нанесение сколов и царапин при помощи соли


Эта часть статьи будет показывать технику, которая имитирует сколы и царапины с помощью поваренной соли. Метод быстрый и легкий, но требующий определенного опыта.

Инструменты и материалы, необходимые для его применения очень просты и легко доступны. Вам понадобится небольшое количество обычной поваренной соли, небольшая емкость с водой и пара старых кистей.

Наносить сколы при помощи соли надо после покраски или некоторых её частей в цвет грунтовки или ржавчины, либо в цвет металла, если оригинал был сделать из алюминия.

Тонким слоем нанесите кистью воду в те места где должны быть сколы. Добавьте в воду немного средства для мытья посуды, оно позволит растекаться воде равномерно и предотвратит сворачивание её в капельки. Если нанести слишком много воды, данный метод не сработает и Вы только испачкаете модель.

В зависимости от количества сколов которое Вы хотите нанести, Вы можете покрыть всю модель в один этап, или применять технику отдельно для каждой части модели.

Посыпьте соль на те области, на которые была нанесена вода. Влажная поверхность частично растворит соль, и в последствии края сколов будут гладкими, а эффект создавать впечатление изношенной краски. Нанося соль, старайтесь наклонять модель так, что бы поверхность на которую наносите соль была в горизонтальном положении.

Через пару секунд соль уже будет придерживаться на месте из-за влаги от воды. Помните, реальной жизни износ краски мог образовываться в необычных и случайных местах.

После того как соль будет нанесена и с позиционирована, оставьте модель полностью высохнуть. На данный момент соль оставшаяся на местах будет очень хрупкой и любое сотрясение модели может заставить соль упасть. Если на этой стадии Вам покажется, что её очень много Вы легко можете смахнуть излишки.

Когда соль высохнет можно нанести базовый слой краски. Пользуясь для этого аэрографом проявляйте осторожность в высоким давлением воздуха чтобы случайно не сдуть соль с модели.

Заключительным этапом является удаление соли и проявления предыдущего слой краски. На фотографии Вы видите, что соль удаляется костью смоченной в воде на столе, однако это можно делать и под струёт проточной воды.

Удаление соли просто сухой кистью позволит Вам создать дополнительные эффекты износа краски в других местах модели за счет того, что гранулы соли будут тереться о базовый слой краски создавая дополнительный износ.

Фотография ниже показывает конечный эффект. Однако в зависимости от распределения соли по модели полученный результат может варьироваться от очень маленьких до больших площадей.

Нанесение сколов и царапин при помощи соли является довольно простым и быстрым, но я настоятельно советую практиковаться на ненужных моделях, прежде чем применять его для реальной модели. Данный метод, так же как и другие требует много практики, чтобы получить желаемый результат. Кроме того, с ним очень легко переборщить, по этому лучше всего применять его осторожно.

Общие рекомендации при нанесении сколов и царапин


  • Даже если Вы делаете сильно потрепанную временем технику, старайтесь не злоупотреблять нанесением сколов и царапин.
  • Для получения наилучшего результата старайтесь комбинировать различные методы нанесение сколов и царапин.

Источник:
http://www.world-model.ru/technology/painting_effects/making_chips.php

Добавить комментарий