Форум краматорсккого клуба масштабного моделизма.
Вы не вошли.
Страницы: 1
Итак, что же это было? Прежде всего, это – исполнение давней мечты. Но обо всем по порядку Лет пять назад, разбирая после смерти бабушки её «архив», нашел похоронку на ее мужа, моего деда по матери. И удивился: как же так, почему я никогда этим не поинтересовался раньше!? Самое главное – там было указано место захоронения – село Клишино Железногорского района Курской области. Появилось какое-то внутреннее желание хотя бы раз в жизни побывать на месте гибели деда, отдать дань памяти – наверное, это как-то слишком пафосно, но… не знаю как это объяснить проще, вот почувствовал, что НАДО там быть – и все.
Простой тетрадный листок в клеточку, выцветшие от времени чернила, сухие и страшные слова «18 февраля 1943 г. героически погиб при выполнении боевого задания». Решил было заламинировать, да девочки на работе не решились, побоялись, что расползется листок прямо в ламинаторе, больно уж ветхий. И вот тогда-то и произошло то, что оформило неясное желание в твердую уверенность – «надо ехать». Моя сотрудница, Светлана Ивановна Белоцерковская (курянка по рождению) увидев похоронку предложила помощь, навела справки – да есть такая братская могила, расположена там-то, добраться можно так-то. Это послужило исходной точкой для поездки.
Дальше рутина: пока расхлебался с банком за купленную квартиру, да пока денег малость подсобрал на поездку, да сложилось по выходным, чтобы не в отпуск ехать. И вот, буквально за месяц до поездки всплыла еще одна мысль: «В этом году 30 лет ДМБ – так почему бы не съездить в Брянск, не посмотреть, что там теперь?». Великая вещь – Интернет, не выходя из дома прикинул вероятные маршруты движения, расписание движения автобусов, цены на билеты, расположение и цены на гостиницы. Задумка была именно в передвижении автотранспортом – так больше можно увидеть. ИМХО – в поезде видишь посадки, пакгаузы и вокзал – все, приехали, не так интересно. И вот наступило 2-е мая.
5.30 утра – автобус на Харьков, около пяти часов в дороге, короткая рокировка автовокзал – железнодорожный вокзал, практически мгновенная пересадка на микроавтобус до Белгорода и снова в дорогу. Малость подзадержались на таможне – перед нами стояли два больших автобуса (сам потом в таком ехал – 75 человек!!!) и у кого-то из пассажиров были проблемы с документами. Почти час простояли в буферной зоне, но потом вырвались на трассу и водитель показал класс. Федеральные трассы в России – это нечто, мерсовский «Спринтер» спокойно давал 110 км/ч и стаканчик с кофе на панели возле водителя почти не вздрагивал!!! И что характерно – остановки, знаки, «зебры» – все как по положено по правилам, вдобавок перед каждой такой «зеброй» водитель сбрасывал скорость до 60-70, независимо – были ли люди на остановках или нет. Впоследствии я убедился, что так ездят и другие водители. Около 14.00 (уже по Москве) я был на автовокзале Белгорода и тут пошла вилка – куда ехать, в Железногорск или Брянск. Знал бы как пойдет этот автобус на Брянск, однозначно поехал бы в Железногорск. Выезд 14.40 - и понеслась душа по кочкам: после Курска поворот на запад, дорога Е38 – Курчатов, Льгов, Рыльск, поворот на север до Севска (это уже Брянщина) и в 01.20 я в Брянске. Дороги – ну очень «так себе», про автобус тоже молчу. Одним словом – почти 19 часов нон-стопом, из них 11 на последнем участке от Белгорода. Я уже и с водителями подружился, и помогал ремонтироваться, когда «искра в колесо ускакала», в общем душевные молодые парни оказались, ну и как результат – «оставайся с нами до утра, куда ты во втором часу ночи гостиницу искать пойдешь». Одним словом – романтика дальней дороги.
Утром поехал сразу в часть. В принципе, я уже знал, что части давно нет, но желание побывать там это не отбило. Добрался, показал сторожу документы и фотографии. Тот объяснил, что теперь это какая-то логистическая фирма и внутри стоят грузовики-дальнобои – как результат на территории система видеонаблюдения и ему сильно нагорит, что в нерабочий день посторонний разгуливает по территории. Пришлось ограничиться хождение вокруг забора, ну результат вы видите.
Потом пошел на комбинат «Стройдеталь», где проработал около года (да, забыл сказать о месте службы – 1270-й ВСО, это объясняет почему «проработал»), там охрана вникла в положение, попросила только не соваться в цеха, чтобы не дай Бог, меня не прибило. И вот я у компрессорной… А теперь найдите 10 отличий .
Открыла дежурная, она же меня и сфотографировала. Когда узнала, что я здесь работал, да еще назвал фамилии сотрудников тех времен, поверила окончательно, пригласила зайти и угостила чаем. Она сама уже 26 лет там работает и практически всех упомянутых знает лично. Одно меня удивило – словно время остановилось – почти все осталось как 30 лет назад. С ее слов – хозяин, приватизировавший этот КСД, не желает вкладывать «лишние» деньги, вот и тянет компрессорная на том, что ничего из оборудования не выбрасывается, а разбирается на запчасти и хранится для подходящего случая. Печально.
Пробыв в гостях около часа, двинулся на автовокзал и вскоре выехал в Курск. Заметьте – по федералке ехал до Курска всего шесть часов (ну до Белгорода еще бы часа два потратил), но никак не 11! О качестве трассы я уже упомянул. Тут же пересадка на Железногорск и через пару часов я там. И вот тут произошел случай, о котором не могу упомянуть. Время 19.58, т.е. 2 минуты до закрытия кассы на автовокзале. Прошу у кассира помощи, как добраться до Клишино – и о чудо! – женщина отодвигает документы, садится на телефон, только с третьего звонка узнает нужное и с улыбкой подсказывает, что выехать туда я смогу только завтра утром, а пока вот вам адрес гостиницы, вот как до нее добраться, да вдобавок объяснение, что остановка рядом с гостиницей и во сколько мне на ней надо стоять, чтобы успеть на автобус. Вы можете это представить где-нибудь у нас в магазине, банке, на вокзале? Я – нет.
То же повторилось и в гостинице. Узнав, что я уезжаю рано утром, портье тут же озаботилась выдачей сухпайка, поскольку покормить меня не успевали твердо пообещав разбудить, если у меня вдруг будильник в телефоне «сдохнет», что и было выполнено.
Вот и утро. Замечательно отдохнув в замечательной гостинице, бодро трясусь в рейсовом ПАЗике. Моя останока, объяснения попутчиков, куда мне идти – и почти часовой пеший марш на окраину села по песчаному проселку, огибая здоровенные лужи (так и вспоминается «Ах ты русская дорога, семь загибов на версту»). Мостик через речушку, у камышей в низине брошены деревянные настилы, подъём по холму – и вот она, братская могила… Читаю надписи, в горле комок, как много молодых – и фамилия деда. Вечная тебе память…
На обратно пути меня дважды подвозили – по деревне и по дороге обратно в Железногорск, причем, что характерно, никто даже не заикнулся об оплате. По дороге в город водитель объяснил, что в день всего три рейса, да и те проходящие, «если мы не будем помогать людям, то тогда кто?». А тот мужчина, что подвез в деревне, рассказал, что это он предложил соседям привести памятник в порядок, впрочем, как и каждый год!!!
На мой вопрос – «а там у Вас кто?» - ответ был прост: «а никого, но это же БРАТСКАЯ могила, кто-то же должен позаботиться, почему не мы?». Я тронут до глубины души, низкий поклон всем русским людям, кто думает так же.
Потом было возвращение, тоже не без приключений, но это уже не так интересно. Одним словом – набрался впечатлений на ближайшие 10000 лет. И понял одну простую вещь – не стоит себе отказывать в желаниях что-то увидеть, куда-то съездить, что-то сделать.
P.S. Отчасти это и сподвигло на возвращение к стендовому моделизму. Дорогое удовольствие? – не без того, но удовольствие же!
Вне форума
Спасибо,за интересное повествование о "рейде"! Была тронута,Вашим отношением к МЕЧТЕ. Рассказ читала, с большим удовольствием.
У Вас Spada,определённо, есть литературный талант!
Удачи!
с уважением Алёна.
И ещё, рекомендую..сайт - "Общедоступный электронный банк документов "Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1845гг."
Посмотрите там, информацию о Вашем дедушке...можете много узнать нового и интересного,о Ваших воевавших родственниках!
Жаль, только сайт, мне не дал прямую ссылку на страничку...Но,через поисковик -легко. Полное название сайта, привела выше....
Отредактировано Leka (2013-08-27 10:49:24)
Вне форума
Спасибо, Алена! Насчет литературного таланта - "эт вряд-ли" (с) Сухов - просто много читаю. Хотя... дед по отцу работал в заводской многотиражке "За металл", которая потом превратилась не то в "Краматорскую правду", не то в "За технический прогресс". Говорят, что во внуках что-то проявляется от дедов
Сайт посмотрел, но там же о награжденных, а у деда наград небыло. Вот бабушка по отцу, воевала вполне могла быть и награждена. При оставлении Краматорска явно была оставлена для подпольной работы (хотя при двух малолетних детях!?), была "сдана" соседом в комендатуру, пришлось ей оставив детей на родственников, делать ноги. Впоследствии, после освобождения Краматорска, приезжала на побывку, пропала без вести в 1944 году. Сестра отца пыталась найти еще в советские времена хоть какие-то концы, но.. "в списках не значится". Стыдно сказать, я почти ничего не знаю о них. Ни родители, ни бабушка ничего толком не рассказывали, да и не спрашивал я, а теперь и спросил бы, да некого .
Вне форума
.... Стыдно сказать, я почти ничего не знаю о них. Ни родители, ни бабушка ничего толком не рассказывали, да и не спрашивал я, а теперь и спросил бы, да некого .
К сожалению,вынуждена сказать, то же самое....Удивительно яркие,порой невероятные и трагические судьбы наших дедов...Жалко,что подробней не расспросить...Да и детям бы пересказать, а то выйдет нечто подобное...
Вне форума
Посмотрел.... Твою налево, в дивизию, в Бога, в дух, в нюх... [дальше только матом, простите]. Складывается впечатление, что кто-то старательно убивает в молодежи понимание того, чего нам, славянам, конкретно советским людям, стоила та война. Когда преподаватели-историки старой школы плюются от учебников по истории Украины, особенно от разделов по 2Мв. Когда в сквере Победы гасят Вечный огонь - это де затратно по деньгам. Когда полубандитские формирования, сражавшиеся ВМЕСТЕ с вермахтом называют "борцами за освобождение". Куда мы катимся? К какой-такой терпимости и толерантности?
Я ничего не имею лично против немцев, среди них тоже были люди. Сотрудник как-то рассказал, что ребенком был под немцами в Малотарановке и умудрился свалиться в колодец - немецкий солдат бросился за ним и спас его! Но я помню и рассказ моей бабушки, как фашисты, отступая зимой 1942/43 года просто тупо сожгли Шидловку, а бабушка и мать (9.051941 г.р.) спаслись только потому, что жили тогда в погребе - из хаты их давно выгнали солдаты.
Вне форума
Валера очень интересный я думаю что можно сказать поучительный рассказ.
Согласен с Аленой что литературный дар у тебя имеется!
Ждем новых повествований!
Вне форума
Увы и ах - я больше домосед по натуре, хотя... После "рейда" пробежался по И-нету и турагенствам - интересные варианты наклевываются. Очень хочется побывать в Кубинке, в Артмузее в Питере, но это уже в следующем году, в мае и - давайте доживем, а там будет видно
Вне форума
Страницы: 1