Мастер-класс Владимира Яшина. Пигменты
На этот раз мы обстоятельно поговорим о пигментах. Этот этап тонировки является логическим продолжением тех, о которых мы говорили в предыдущих мастер-классах. Таким образом, у нас вырисовывается общая картина работы над моделью после окраски.
Наиболее удобной последовательностью тонирования является следующая цепочка: фильтр – масляные точки – смывка – сколы – пигменты.
Что такое пигмент?
Для начала давайте определимся с тем что такое пигменты. С латинского слово pigmentum переводится как краска. Фактически пигмент является красящим порошком получаемым из различных минералов, марганца, цинка. Пигмент это первичный материал, который многие сотни лет используется для создания всевозможных красителей. Такие привычные для нас атрибуты как акриловые, эмалевые или масляные краски, карандаши, пастельные мелки имеют в своей основе пигменты. Все они различаются между собой лишь вариантами связующих веществ.
Что касается нашего хобби, то можно сказать, что это первичный материал и для моделиста, ведь краски которыми мы пользуемся, будь-то тамиевская нитра в аэрозолях, хамброловская эмаль или акрил Vallejo изготавливаются из одних и тех же пигментов. Даже цвет пластика литниковых рамок модели обусловлен использованием того или иного пигмента! Но само слово пигмент нам стало гораздо более привычным только после появления на рынке брэнда MiG Productions. Именно баночки этой фирмы подразумеваются большинством моделистов при употреблении слова пигмент. Собственно о них и пойдет речь далее.
Пигменты vs пастель
Некоторые коллеги могут возразить, мол зачем использовать дорогие заморские пигменты если всегда можно купить дешевые пастельные мелки и натереть их в порошок? На первый взгляд это кажется логичным, тем более, что и результат получается один и тот же. Но это только на первый взгляд. У фирменных пигментов есть ряд серьезных преимуществ по сравнению с пастелью. Давайте их рассмотрим:
-ПОМОЛ. Фирменные пигменты имеют очень тонкий помол, что позволяет имитировать пыль гораздо более достоверно и в соответствии с масштабом. Кроме того, чем мельче фракция, тем лучше пигмент будет закрепляться в порах краски. Натертая в порошок пастель, напротив, будет грубее и менее реалистичной, её будет сложнее закрепить на поверхности модели. Причина в том, что мы не сможем добиться столь мелкого помола, натирая пастель на наждачной бумаге или с помощью ножа. Это просто невозможно в домашних условиях.
-ЧИСТОТА. Пигмент в тюбике является первичным веществом и не несет в себе никаких примесей, в то время, как натертая пастель будет содержать в себе каучук, который является связующим веществом, позволяющим пастельному мелку сохранять свою форму. Понятно, что работать с чистым веществом без примесей будет гораздо удобнее, а результат получится аккуратнее.
-ОТТЕНКИ. Пожалуй, это самое очевидное достоинство фирменного пигмента перед пастелью. На данный момент на рынке представлено столько оттенков пигментов, что вам совершенно не нужно ломать голову над подбором цвета. Достаточно взять готовые тона, которые необходимы для воплощения вашего замысла. Если же работать с пастелью, то вам придется каждый раз подбирать нужный оттенок, что довольно утомительно.
Таким образом, у пастели остается лишь один заметный плюс – это низкая цена. С этим сложно спорить, но ведь мы занимаемся своим хобби чтобы получить удовольствие? Так зачем экономить ценой собственных нервов? Тем более, что тюбика каждого пигмента хватит очень надолго.
Способы нанесения пигментов
Пигменты можно наносить разными способами, как в чистом виде, так и с растворителями или в смеси с другими материалами. Рассмотрим все варианты подробнее:
НАНЕСЕНИЕ НАСУХО
Это самый простой способ с которого любой новичок начинает знакомство с пигментами. Процесс нанесения заключается во втирании пигмента в поверхность модели старой распушенной кистью среднего размера. Этим способом можно имитировать только тонкий слой запыления, так как пигмент держится в порах краски и создать какой-либо объем просто невозможно. Главный минус заключается в том, что пигмент получается не стойким и очень критичен к прикосновению пальцами, поэтому для общего запыления такой метод не очень подходит. Зато, для локальной тонировки будет весьма уместен, например для имитации ржавчины и нагара на глушителях или пороховых газов на дульном тормозе орудия.
НАНЕСЕНИЕ С РАСТВОРИТЕЛЕМ (THINNER P239)
В данном случае пигмент наносится на модель все той же старой распушенной кистью, затем область обработанная пигментом смачивается растворителем. Причем сделать это надо как можно меньше касаясь поверхности, чтобы не оставлять следов от кисти. В идеале, вам нужно “ронять” капли растворителя с кисти, держа ее в нескольких миллиметрах над моделью с целью увлажнить всю поверхность с нанесенными пигментами. После высыхания тиннера вы получите тонкий слой загрязнения, который будет довольно уверенно держаться на модели. При необходимости результат всегда можно будет подкорректировать, удалив излишек пигмента ватной палочкой.
Старайтесь по возможности использовать несколько схожих оттенков пигментов, чтобы результат выглядел более интересно.
Хочу обратить ваше внимание на то, что поверхности, расположенные высоко над поверхностью (башня, крыша МТО, ствол) пылятся гораздо меньше, чем борта и ходовая часть. В этих местах следует наносить гораздо меньше пигментов.
Отдельно остановимся на тонировке траков. Я зачастую использую металлические траки фирмы Friulmodel, поэтому будем рассматривать технологию на их примере.
НАНЕСЕНИЕ С ЗАКРЕПИТЕЛЕМ (FIXER P249)
Использование закрепителя позволяет намертво зафиксировать пигмент на модели. Кроме того, вы сможете имитировать рельефный слой грязи. Принцип нанесения ничем не отличается от предыдущего случая с растворителем Thinner кроме того, что вместо тиннера мы используем фиксер. Данный способ имеет свои особенности. Во-первых, Fixer сохнет гораздо дольше Тиннера. Кроме того, он нивелирует эффект от пигмента, иначе говоря вам необходимо наносить пигмента чуть больше, чем вы хотите увидеть после высыхания. Следует помнить, что в отличие от тиннера, фиксер не позволит вам удалить избыток пигмента после высыхания. Следует быть осторожнее. Старайтесь наносить Фиксер как можно равномернее, чтобы поверхность высыхала с одинаковой скоростью на свей площади. Иначе будет риск образования своеобразных каёмок вокруг медленно высыхающих “островков”.
НАНЕСЕНИЕ В ЖИДКОМ ВИДЕ
Данный способ заключается в том, что пигмент наносится на модель уже будучи разведенным каким-либо растворителем. Это может быть миговский Thinner, уайт-спирит или обычная вода. Такой способ хорошо подходит для того чтобы наглухо “закрыть” пигметном тот или иной участок модели. Обычно он является базовым для дальнейшего сухого нанесения пигментов других оттенков.
НАНЕСЕНИЕ С АКРИЛОВОЙ СМОЛОЙ (ACRYLIC RESIN P032)
Этот способ позволит нам получить объемный, самостоятельный слой грязи.
Пигмент нужно заранее смешать с Акриловой смолой для того, чтобы имитировать грязь и комья. В эту смесь для большего объема можно добавлять гипс, песок, камешки, мелкую стружку или спитый молотый кофе. Также можно добавить и немного травинок из пакли или специальных наборов. Все эти компоненты можно добавлять в разных пропорциях в зависимости от замысла. Кроме того, если вы хотите получить свежую грязь, то можно добавить и глянцевого лака или специальную миговскую жидкость Wet effect.
НАНЕСЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
Это, пожалуй самый забавный способ нанесения пигментов. Его суть заключается в том, что пигмент предварительно намешанный в густую жижу с закрепителем, акриловой смолой или гипсом наносится на модель посредством сдувания со старой кисти струей воздуха из аэрографа. Надо расположить кисть, смоченную в “грязюке” напротив борта модели и пускать на нее поток воздуха из аэра. Таким способом можно имитировать брызги и мелкие комки грязи.
Можно как полностью загрязнить модель таким способом, так и сделать его эффектным дополнением к одному из вариантов описанных ранее. Для того, чтобы забрызгать модель именно так, как вам хочется, а не как придется, можно использовать кусочки бумаги. Ими можно маскировать верхние участки модели, которые вы не хотите забрызгать.
ПОЛИРОВАНИЕ
Этот способ касается лишь пигментов металликов и является вариацией обычного сухого нанесения. В качестве базового слоя для полировки лучше использовать краску металлик, например, тамиевский X-10 Gun Metal или XF-56 Metallic Grey. Главная особенность состоит в том, что вам необходимо не только втереть пигмент в поверхность, но и заполировать его. Для этого лучше всего подойдет ватная палочка, материя или ваши собственные пальцы. Это позволит получить реалистичный глянец металла. Следует соблюдать осторожность, ведь если вы недостаточно наполируете пигмент, то он будет смотреться не очень достоверно, если же перестараться, то можно просто протереть краску до пластика или металла.
Что мы можем имитировать с помощью пигментов?
Выше мы рассмотрели различные способы нанесения пигментов на модель. Теперь, освоив технологию, самое время поговорить о том, что мы можем имитировать с помощью пигментов. Первое, что придет в голову большинству моделистов, конечно же, запыление и загрязнение. Это, пожалуй, самый популярный способ применения пигментов.
ЗАПЫЛЕНИЕ и ЗАГРЯЗНЕНИЕ
Какие цвета пигментов подойдут нам для этой процедуры? Все зависит от того на каком театре военных действий и в каких условиях применялся прототип нашей модели.
Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных тематик и оттенки, которые для них подойдут:
Техника на Восточном фронте:
P034 Russian Earth – русская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль
P040 Volcanic Sand – вулканический песок (имитация чернозема)
F605 Graveyard Dirt – кладбищенская грязь
F615 Post Apocalypyic Earth – постапокалиптическая земля
(два крайних пигмента хоть и называются довольно экстравагантно, но отлично подойдут для тонировки моделей бтт.)
Техника в Европе:
P028 Europe Dust – европейская пыль
P415 Light European Earth – светлая европейская земля
P232 Dry Mud – сухая грязь
P033 Dark Mud – темная грязь
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P027 Light Dust – светлая пыль
Городская техника и Уличные бои:
P039 Industrial City Dirt – городская грязь
P029 Brick Dust – кирпичная пыль
P030 Concrete – бетон
P234 Rubbel Dust – каменная пыль
P028 Europe Dust – европейская пыль
Техника в Африке или пустыне:
P038 African Earth – африканская земля
P037 Gulf War Sand – песок войны в заливе
P030 Beach Sand – пляжный песок
P027 Light Dust – светлая пыль
Техника во Вьетнаме:
P031 Vietnam Earth – вьетнамская земля
P038 African Earth – африканская земля
F601 Martian Dust – марсианская пыль (звучит нелепо, но под Вьетнам подойдет очень хорошо)
Ж\Д техника (выпускается отдельным набором):
P235 Cargo Dust – багажная пыль
P236 Grimy Black – угольная копоть
P237 Factory Grey – фабричный серый
P238 Rail Rust – ржавчина рельсов
Сразу оговорюсь, что вышеперечисленные примеры применения тонов довольно условны и являются скорее рекомендацией, чем единственно верным вариантом применения того или иного оттенка. Не бойтесь экспериментировать с комбинациями оттенков!
Другие варианты применения пигментов
Кроме пыли и грязи пигментами можно имитировать и множество других эффектов. Давайте разберем их на конкретных примерах:
ПОТЕКИ ДОЖДЯ
С помощью пигментов можно имитировать и потеки дождя. Для этого пигмент сначала наносится на модель тонким слоем либо насухо, либо с растворителем Thinner P039. Затем, тонкой кистью, смоченной в воде или тиннере мы делаем многочисленные вертикальные штришки по всем вертикальным и наклонным поверхностям, движением сверху-вниз. Чем больше модель, тем утомительнее будет это занятие, но интересный результат того стоит.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели.
ОБЪЕМНАЯ ГРЯЗЬ
Этот способ мы уже рассмотрели выше в главе, посвященной применению пигментов в смеси с акриловой смолой. Повторюсь, что для придания грязи объема, можно добавить в смесь гипс, мелкие опилки, коротко стриженный сантехнический лен или песок.
Оттенки пигментов нужно подбирать с учетом ТВД, на котором применялся прототип нашей модели. Помните, что если грязь имитируется во влажном виде, то оттенок должен быть темнее.
РЖАВЧИНА
В линейке MiG Productions большое количество пигментов ржавых оттенков.
P024 Light Rust – светлая ржавчина
P025 Standard Rust – стандартная ржавчина
P230 Old Rust – старая ржавчина
P042 Ochre Rust – охристая ржавчина
P416 Fresh Rust – свежая ржавчина
P413 Primer Red – грунтовочный красный
P238 Rail Rust – ржавчина рельсов
Они великолепно подходят как для ржавления каких-либо отдельных элементов: выхлопных патрубков, запасных траков, так и для тонировки разбитой техники. Я предпочитаю наносить ржавчину насухо без каких-либо закрепителей.
КОПОТЬ
Ни один глушитель на танке или автомобиле не обойдется без копоти. Для её имитации отлично подойдет пигмент P023 Black Smoke.
Копоть лучше всего втирать в поверхность насухо, не используя никаких растворителей или закрепителей.
НАГАР НА СТВОЛАХ
Тот же пигмент P023 Black Smoke отлично подойдет и для имитации нагара на стволах. Принцип нанесения тот же, что и при имитации копоти на глушителях. Главное здесь – не переборщить. Многие коллеги стараются очень сильно зачернить дульники, что не очень реалистично, ведь пороховые газы не дают такой копоти, как, например дизельный двигатель. Легкого темного слоя на дульном тормозе будет вполне достаточно.
ВЫГОРАНИЕ КРАСКИ
Пигментом можно имитировать выгоревшую на солнце краску на технике. Для этих целей выпускается несколько пигментов:
P035 Panzer Grey (Fading) – для тонировки немецкого серого
P036 Allied Green (Fading) – для тонировки союзнического зеленого
P043 Khaki Russian Faded – для тонировки русского хаки
Принцип работы с этими пигментами напоминает технику сухой кисти. Вам нужно взять старую распушенную кисть, макнуть ее в пигмент, стряхнуть излишек и аккуратно втирать в горизонтальные поверхности и выступающие элементы.
ТОНИРОВКА РЕЗИНЫ
Пигментами можно имитировать и цвет резины на покрышках. Это актуально в том случае, если вы затонировали колесо пигментами пылевых оттенков и хотите выделить рисунок протектора. Для этого нужно макнуть палец в пигмент P023 Black Smoke и пройтись по протектору покрышки. Тот же метод применим и для тонировки гусениц с резиновыми подушками.
ЦЕМЕНТ
Пигментами можно имитировать и цемент. Для этих целей выпускается пигмент P026 Concrete. Если вы хотите имитировать цементную пыль, то достаточно просто нанести пигмент на поверхность так, как это делается с пылевыми оттенками. Если же вы планируете сделать рельефный налипший цемент или бетон, то пигмент необходимо заранее смешать с гипсом и закрепителем и полученную массу наносить на модель.
КИРПИЧНАЯ ПЫЛЬ
Если вы строите модель с привязкой к уличным боям или задействованную в строительстве, то вам не обойтись без кирпичной пыли. Для этой цели выпускается пигмент P029 Brick Dust. Способ нанесения схож с нанесением обычной пыли.
РЕЛЬЕФ БРЕЗЕНТА
Пигменты можно использовать и для тонировки материи, например брезента или маскировочных сетей на бронетехнике. Для этой цели хорошо подойдет пигмент P036 Allied Green. Нужно макнуть старую распушенную кисть в пигмент. Стряхнуть излишек и втереть в выступающие складки брезента. Этот прием аналогичен методу сухой кисти, но выглядит гораздо мягче и будет обратим с случае неудачного нанесения. Излишек всегда можно стереть.
ОРУЖЕЙНЫЙ МЕТАЛЛ
Пигмент P231 Gun Metal отлично подойдет для тонировки стволов зенитных орудий и стрелкового оружия. Наносить его лучше всего пальцами, втирая и одновременно полируя. Процесс нанесения пигментов металликов был описан выше.
ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ
В линейке пигментов MiG есть широкий спектр металликов. Кроме упомянутого выше P231 Gun Metal – Оружейный металл, существуют:
F607 Metallic Silver – серебристый металлик
F610 Carbon Steel – Карбон
F611 Stainless Alloy – Нержавейка
F612 Brass – Латунь
F613 Copper – Медь
Они хорошо подойдут для тонировки металлических элементов, таких как траки, ковши, беговые поверхности катков, а также элементов из меди и латуни, в зависимости от оттенка. Методику нанесения пигментов металликов мы уже рассмотрели выше.
ФЭНТЕЗИ
В последнее время все большую популярность набирают модели фэнтезийной тематики. Это вселенные Warhammer, Warhammer 40000, Gundam, Dust и многие другие направления. Именно для приверженцев этой тематики выпускается целая линейка фэнтезийных пигментов, среди которых столь экзотические тона как Zombie Green, Plasma Burn, Graveyard Dirt, Neptune Blue, Sulfur Yellow и многие другие. Кстати, многие из них можно применять и в классическом моделизме.
ПЫЛЬ НА ДИОРАМАХ
В заключение, не могу не сказать о том, что без пигментов не обойтись и при создании диорам и виньеток. В принципе, все методы нанесения и варианты использования рассмотренные выше применимы и в диорамостроении. Вы можете применять все оттенки пыли, грязи, ржавчины, металлики и другие тона для создания всевозможных эффектов.
.
В этой работе я постарался максимально широко раскрыть тему применения пигментов. Что касается металликов, то по работе с ними будет подготовлен отдельный мастер-класс, в котором будет более подробно рассказано об особенностях работы.
На этом все, если у вас возникли вопросы – не стесняйтесь спросить, обязательно отвечу.
С вами был Владимир Яшин.