Больше моделей, хороших и … старых! (Часть II)
Конец 50-х и начало 60-х…
Мировое сообщество, постепенно, забывает об ужасах ушедшей войны и втягивается в вихрь всевозможных развлечений, находя все новые способы «убить» время. Рок-н-ролл, огромные, роскошные автомобили и яхты, бурное развитие телевидения со всеми вытекающими последствиям – в общем: сплошное падение морали, еще не отягощенное мировым бензиновым кризисом, начавшемся в семидесятых. «Золотой век» коллекционирования, собирательства и моделизма. Фирмы, занимающиеся производством всевозможных наборов для склеивания, выпускают каталоги, содержащие наибольшее количество моделей. Фирма «FROG» в 1969 году устанавливает рекорд, продав 310000 сборных моделей, ассортимент состоит из 108 наименований. Airfix делает упор на ценовую политику, выпуская одни из самых дешевых моделей. С целью экономии денег покупателей, эта фирма делает интересный маркетинговый ход, отказавшись от обычной коробочной упаковки. Модель продается в полиэтиленовом пакете, через который легко изучать его содержимое на предмет количества и качества упакованных деталей. Пакет закрывается красочным картонным лепестком, на обратной стороне которого была расположена инструкция по сборке.
В таком виде продавались небольшие двухпенсовые модели. Но «Airfix» выпускал и достаточно большие модели пассажирских самолетов в обычных коробках, «застолбив» 144 масштаб (1’/12”), который и доныне является самым распространенным для моделей авиалайнеров. «Hawk» и «Aurora» пытаются найти, чего бы еще можно было сделать в виде набора для склеивания. В кинематографе, на то время, популярны творения Хичкока и другие фильмы ужасов. Обращаясь к этой теме, «Hawk» выпускает серию монстров на драгстерах (автомобилях с гипертрофированными колесами и двигателями, включая реактивные).
Эту серию, но уже без монстров, позже успешно разовьют такие фирмы, как RevellMonogramm и ESKIAMT. «Aurora», которой опять не везет, выпускает серию «киномонстров», вляпавшись в очередные суды и скандалы. Сначала в масштабе 1:8 выходят, средипрочих киношных персонажей и рыцарей в доспехах, Дракула, Мумия и Франкенштейн с дополнительными наборами рук и ног. За тем, уже в составе концерна «Nabisco», «Aurora» выпускает следующую партию «симпатяг» в 13 –м масштабе: Доктор «Смерть», Франкенштейн, Кинг Конг, Годзилла, Супермен и Спайдермена, и других.
Детям такие игрушки нравятся, и они засыпают офис компании письмами с идеями развития этой серии. Но не дремлют и американские борцы за моральные устои общества, которые обвиняют фирму в пропаганде насилия и жестокости. Чашу терпения переполняют следующие три модели, являющиеся аксессуарами к предыдущим наборам монстров: «Жертва» (полуобнаженная женщина), клетка и действующий топор-маятник из произведения Эдгара По «Колодец и маятник», многократно растиражированный и всячески усовершенствованный во множестве фильмов-ужасов того времени.
Добавляются обвинения в пропаганде секса, следует суд, магазины отказываются продавать такие модели детям, фирма признает ошибки и извиняется перед потребителями, а наборы монстров, ввиду малочисленности выпуска, становятся самыми дорогими и раритетными (практически антикварными) моделями по обе стороны океана.
Все вышеперечисленные наборы «водятся» на американском модельном рынке. Узнать об этом мне помог каталог – справочник автора Джона Барнса «Модели двадцатого века»
в котором присутствует китография и история практически всех модельных фирм до сего дня. Этот справочник постоянно пополняется, а работа, проделанная автором – титанический труд по обобщению и систематизации сведений об истории моделизма. Большая часть материалов и дат для этой статьи была использована мной, именно из этого справочника. В нем указываются и цены на все вышеперечисленные мной модели. На втором месте, после скандальных монстров, с большим отрывом от остальных по стоимости, лидируют «фроговские» Empire из «пингвиновой» серии: модель стоит 800-900 долларов, а цена его препарированного однофамильца доходит до 1200 совершенно безусловных единиц.
А первая цельно пластиковая сборная модель – Curtiss R-3C1 от «Hawk» теряется в конце десятки, с результатом в 250-280 условных единиц. И такую цену имеют только оригинальные модели выпуска до начала пятидесятых годов прошлого века. Все дело в том, что практически все модели этого производителя не перестают производиться и в наши дни под различными брендами. А что может отличить модель выпуска 1848 года, от такой же модели выпуска 1969 года?
Только год выпуска, указанный на полиграфических частях набора: декали, инструкции и коробке. А пластиковые отливки остаются одинаковыми и не изменились за 50-60 лет. Другое дело – утерянные модели, давно снятые с производства или лимитированные модификации, выпуск которых был ограничен.
Такие модели приобретаются не для того, чтобы быть собранными – они пылятся на полках, еще более дорожая с каждым десятилетием, как настоящий раритетный антиквариат. А покупающие их люди – не моделисты, а собиратели наборов в коробках, и таких коллекционеров довольно много. Я был свидетелем покупки за «бешенные» деньги модели самолета от фирмы «Revell» из какой-то желтой или оранжевой серии, упакованной для Японии (уже точно не помню), хотя у этого же продавца имелась обычная аналогичная модель втрое дешевле. Качество и цена таких моделей не сопоставимы с точки зрения моделиста, не готового платить сотни «гринов» за дату на инструкции или коробке. Декаль же от времени пропадает окончательно – ей и двадцати лет для этого достаточно. Одну такую модель по случаю недорого, приобрел и я – Вествинд от «Aurora» 1959 года выпуска. Модель старше меня на одиннадцать лет и за последнее десятилетие ее цена выросла в шесть раз.
В конце 60-х три самые большие фирмы-производители моделей начинают искать новые рынки сбыта, а их (по мнению менеджеров) всего два: Старый и Новый Свет, Азию – пока всерьез никто не воспринимает. Япония только выкарабкивается из руин, а на Ближнем и Дальнем востоке не утихают освободительные и колониальные войны. «Airfix» проникает на американский рынок, создав там дочерние предприятия «AirfixСraftmaster» и «USAirfix», а так же заключает контракт с американской фирмой «МРС», выпускавшей модели автомобилей в 25-м масштабе. По этому соглашению американцы торговали моделями от «Airfix» у себя, и наоборот: англичане начали паковать в свои коробки автомобили «МРС». Изначально «Airfix» выпустил несколько моделей автомобилей и бронетехники в традиционном для Британии 32-м масштабе, но, вовремя поняв свою ошибку, перевел «броню» в 35-й масштаб, а автомобили в 1:24 -1:25. Но запомнился «Airfix» созданием еще двух супердеталированных модельных масштабов, выпустив Бентли в 1:12 1930 года и Роллс-Ройс «Фантом II». Отдельно хочется отметить серию самолетов в 24-м масштабе: Р-51D Мустанг, Мессершмидтbf-109Е, Фокке-Вульф 190А, Харрикейнmk.I, ШтукуJu-87B, и, конечно, Спитфайр mk.IА. Через много лет к этому списку присоединились Харриери Москито.
В 1954-56 годах под логотипом «FROG» вышло шесть моделей американских самолетов, купленных у фирмы «COMET», в 1965 году – шесть моделей от французской «Heller». «FROG» входит в концерн ROVEX и больше всего усилий направляет на производство пресс-форм, пытаясь обойти конкурентов по количеству моделей в каталоге. И это у фирмы получается неплохо, никто не может догнать ее по скорости выхода новинок. Производственные мощности позволяют выпускать пресс-формы на заказ для конкурентов, в большом количестве появившихся в 70-х годах начинающих модельных фирм. Свой взгляд фирма обращает на Восток. И, если, для американцев Советский Союз, не что иное, как «империя зла», то для более лояльных и прагматичных англичан – новый рынок сбыта. Как раз в это время «всевидящий рулевой» в лице ЦК партии принимает решение об углублении и расширении детского технического творчества путем увеличения выпуска соответствующих товаров, не гнушаясь опыта «империалистических акул бизнеса». Все интересы, чудесным образом, совпадают, и в Москве появляется руководство промышленной группы DCM, в которую входит и концерн ROVEX. Были достигнуты договоренности по нескольким вопросам, создается дочернее предприятие NOVOToys для взаимодействия с советским внешнеэкономическим объединением «Новоэкспорт». Англичане обязуются поставить в Советский Союз бу пресс-формы, за которые вторая сторона обязуется рассчитаться готовыми отливками. Отличное соглашение: «FROG» избавляется от старых форм, модели которых уже приелись и не столь популярны, а «Новоэкспорт», получив желаемое, не тратит валюту. Советская сторона наотрез отказалась от моделей немецких и японских самолетов, в этот список из-за «скользкого» названия и боевых действий на стороне Суоми в Финской войне попал даже голландский Фоккер D-XXI, честно служивший союзникам против Германии и Японии. Немецкие и японские самолеты были проданы Revell, с коробок пропали все опознавательные знаки врагов стран, входивших в Антигитлеровскую коалицию, было озвучено пожелание выпускать больше моделей самолетов советских типов, для чего была передана документация на два десятка самолетов. Выпустить удалось только четыре, да и то уже после банкротства «FROG», так что в Советский Союз они не попали, а были выкуплены фирмой RedStar (Красная звезда), основанной Джимом Чепменом в 1982 году. Сейчас эти модели выпускаются под логотипом «Emhаr». NOVO было довольно успешным предприятием, несмотря на постоянные трудности с производством отливок. Дело в том, что полистирол, используемый для моделей в Англии, был более мягкий и текучий. Отечественный полистирол не отличался подобными качествами и требовал повышения температуры и увеличения рабочего давления в пресс-автомате. А, так как формы были достаточно изношены, то под давлением их распирало, и из всех щелей лез облой. Лучшими отливками рассчитывались с партнерами, остальные шли на внутренний рынок, среди которых большинство было хорошего качества. Но и этому изобилию, не разбалованные советские моделисты были несказанно рады. Воспоминание о «нововских» моделях из моего «розового» детства: низкое качество «дубового» пластика и облой, зато практически не было недоливов и цена стартовала от семидесяти копеек. Модели NOVO на внутреннем рынке продавались в убогих картонных коробках без названия, вместо которого красовался индекс: «модель самолета индекс F386».
Лет в 9 или 10 мне удалось купить модели, произведенные минской фабрикой игрушек Хелкет и Бофайтер, ошибочно принятые мной за Мессершмидт и Юнкерс. Достать же модель в фирменной «нововской» коробке было сродни укусу себя за части тела, хорошо видимые на проекции вида сзади. Будучи на экскурсии в Минске через несколько лет, мне удалось уговорить продавца в отделе игрушек местного универмага подарить мне валявшуюся под прилавком и никому не нужную пустую синюю коробку с красочным рисунком. Ей оказалась экспортная коробка того самого Бофайтера, который уже несколько лет пылился на моем столе. Вся обратная дорога в поезде Минск-Киев была занята созерцанием неожиданного счастья. «Новоэкспорт» вознамерился поставлять модели в страны, находящиеся под протекторатом Советского Союза, английские партнеры были не против, но для невозможности реэкспорта таких моделей на западные рынки по демпинговым ценам было решено изменить упаковку – цвет коробки и лепестка поменяли на ярко красный. На логотипе «NOVO» поменяли на «Новоэкспорт», все остальное осталось без изменений.
Что же характеризует сборные модели самолетов этого периода. Практически все модели простоваты, без изысков и витиеватостей. Плохое соответствие чертежам, плохая подгонка деталей, часто – путаница в модификациях, внешняя расшивка наружных поверхностей, обусловленная особенностями производства пресс-форм. По нынешним меркам, за редким исключением, модели на троечку с минусом. Время, моделисты и конкуренция потребовали перехода на новый уровень, благо – технологии литья полистирола под высоким давлением продвинулись далеко вперед. Стали востребованы модели с наличием похожего интерьера и ниш шасси, подробной деталировкой и «внутренним кроем», соответствие основных геометрических размеров чертежам и соответствием модификации, качественная декаль на несколько вариантов с указанием схемы окраски. Фигурки пилотов и дополнительное вооружение приветствуется. И время таких моделей пришло, но об этом – в продолжении нашего рассказа…