Немецкие танки на восточном фронте(1941-1942)

 Летом 1941 года к моменту вторжения в СССР, немецкая военная машина находилась на пике своего могущества. В прошедшей кампании на Западе немецкие танковые группы проявили феноменальную организованность и слаженность. Всего лишь чуть больше месяца понадобилось немецким танковым и моторизованым корпусам, которые неудержимо рванулись вглубь Франции, для того, чтобы решить исход войны на Западном фронте. Англо-французкие союзники оказались совершенно беспомощны перед эффективной, мобильной и высокоорганизованной немецкой армией. Огромный вклад в победу на Западе внесли танки Гудериана, Гота и Райнхардта, воевавшие в составе крупной танковой группы под общим командованием Эвальда фон Клейста.

Именно крупным танковым соединениям суждено было играть главную роль и в новой войне на востоке. Перед вторжением в СССР основная масса немецких танков(17 танковых дивизий, 3226 танков) была сосредоточена в четырех танковых группах. Эти бронированные “кулаки” должены были стремительными ударами, двигаясь в авангарде наступающих сил, входить в прорыв на уязвимых участках фронта противника, стремительно продвигаться по его тылам, дезорганизуя всю систему обороны и проводить быстрые операции на окружение больших масс советских войск. Что же представляли из себя гитлеровские танковые войска в 1941-м году? Немецкие танки по ряду характеристик были хуже некоторых советских образцов, таких как “Т-34” или “КВ”, уступая им в бронировании и огневой мощи, однако частичное техническое преобладание Красной Армии над Вермахтом с лихвой компенсировалось солидным боевым опытом немецких экипажей, четким и быстрым оперативным руководством командиров, общей слаженностью, организованностью и хорошей управляемостью немецкой армии, потрясающим сочетанием плана и инициативы. Все это дополнялось феноменальной уверенностью в собственных силах после побед над Польшей, Англией и Францией.
На вооружении гитлеровской армии в 1941 году стояли танки следующих типов: “PzI”, “PzII”, “PzIII”, “PzIV”, “Pz35(t)” и “Pz38(t)”. Танки “PzIII” и “PzIV” по классу относились к средним танкам. Все остальные машины, стоявшие на вооружении Вермахта были легкими. Тяжелых танков в 1941 году у Германии не было. Основой немецких танковых сил в начале восточной кампании был средний танк “PzIII”. Против СССР было сосредоточено 965 танков этого типа различных модификаций. Бронирование последних образцов (Panzer III Ausf.H и Ausf.J) составляло 60 – 70мм экранированной брони в лобовой проекции. Пушки калибра 45-мм, широко распространённые в Красной Армии и устанавливающиеся в том числе и на лёгкие танки, подобную броню пробивали только с очень близких дистанций. Большая часть танков “Panzer III”, участвовавших в нападении на СССР, было перевооружено 50-мм пушками, без труда поражавшими лёгкую советскую бронетехнику с любых дистанций ведения боя, а против хорошо бронированных средних и тяжелых танков мог быть использован подкалиберный снаряд. “Тройки” последних модификаций уже начисто превосходили основную массу советских танков, в том числе “БТ-7” и “Т-26”, но проигрывали в огневой мощи “КВ” и “Т-34”, которые были оснащены 76-мм пушками. Наклонная 45-мм броня “тридцатьчетверок” не уступала бронированию “троек”. Рассмотрим другие виды германской техники на восточном фронте в начале войны. Легкие танки “PzI”, которых в германской армии насчитывалось 410 единиц, были вооружены только пулеметами и, по признанию Германа Гота, являлись лишь “обузой” для немецких войск, но никак не реальной боевой силой.
Тоже самое можно сказать и о танках “PzII”. Этих безнадежно устаревших боевых машин в германской армии было 746 единиц и они могли противостоять лишь самым слабобронированным советским танкам и бронемашинам(Т-37, Т-38, Т-40). Применять “PzII” можно было лишь если в полосе их движения отсутствовала серьёзная противотанковая оборона противника. Танки “Pz35(t)” также не являли собой грозную силу, даже несмотря на то, что они превосходили по характеристикам “PzII”. Слабое бронирование и орудие не позволяло им на равных сражаться с новыми советскими боевыми машинами. К тому же количество “Pz35(t)”, находившихся на восточном фронте составляло лишь 149 боевых единиц. Кроме всего вышеперечисленного Вермахт имел 623 легких танка Pz38(t), которые на фоне остальных лёгких танков Вермахта выделялись неплохим бронированием модификаций Е, производившихся с ноября 1940-го – броня этим машин составляла уже 50мм, что намного больше, чем первые модификации этих танков. Все немецкие лёгкие танки имели недостаточно мощное орудие для борьбы с новыми советскими танками, но, за исключением “PzI” и “PzII”, вполне успешно пробивали броню легких советских боевых машин. И, наконец, средний танк “PzIV”, который немцы считали в начале войны тяжелым, был одним из самых лучших германских танков, однако в начале войны он оснащался короткоствольным 75мм орудием с низкой начальной скоростью полета снаряда, что не могло обеспечить ему превосходства или даже просто приравнять его по боевой ценности к “Т-34”. К началу вторжения, Германия располагала 439 танками “PzIV”.
Некоторые танки, входившие в состав немецкой группировки конечно были откровенно устаревшими, это касается в основном “PzI”, “PzII” и “Pz35(t)”, но другие типы немецких боевых машин, особенно это касается средних танков, при столкновении с бронетехникой противника могли вполне эффективно и успешно справляться с большинством советских танков. Немецкие боевые машины управлялись сильными экипажами и командирами, имевшими ценный опыт войны в Европе, советским же танковым войскам, в начале войны представлявшим из себя громоздские и неповоротливые соединения, вроде механизированных корпусов, не хватало обученности, организованности, слаженного и грамотного командования на всех уровнях. Это в конечном итоге и не позволило реализовать их сокрушительную ударную силу, способную поставить на немецком вторжении крест ещё в 1941 году. Германские танковые силы, умело взаимодействуя с другими родами войск, наносили катастрофические поражения Красной Армии летом 1941 года, фактически разгромив значительные силы первого эшелона Красной Армии при минимальных собственных потерях. И дело здесь вовсе не в абсолютной бездарности советского командования, тогда было сложно даже в полной мере осмыслить революционную немецкую стратегию маневренной войны: лекарства от “блицкрига”, стопроцентной защиты от стремительных прорывов немецких танковых и моторизованных групп в 1941 году ещё не знал никто.
До разгрома советских армий Западного военного округа, немцы столь же стремительно разгромили Польшу, Францию, Данию, Норвегию и т.д., установив контроль над большей частью Европы. Тот же сценарий в начале работал и в СССР – не успевшая закончить стратегическое развертывание Красная Армия получила серию чувствительных ударов от мощных немецких танковых “кулаков”, прошедших по её тылам, что в итоге привело к развалу Западного Фронта на первом этапе войны и попаданию в окружение огромных сил Советской Армии, что и соответствовало планам германского командования, бросившего вперед свои лучшие танковые силы. В быстрых и скоротечных операциях 1939 – 1942 годов немецкая армия показала всему миру мощь своих танковых соединений. В начале Второй Мировой Войны немцам не было равных в умении маневрировать своими подвижными соединениями и наносить мощнейшие стремительные удары, которые противник не мог парировать. Это время было настоящим расцветом германского могущества, перспектива конца которого стала всё ярче вырисовываться по мере того, как затягивались военные действия на восточном фронте и усиливалось сопротивление советских войск.
4tanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *