Способы смывки (washing)
1 способ – Акварель
Достоинства – быстро и просто… Рассказал мне про этот способ Володя Назаров, он же из моих знакомых чаще всего использует этот метод.
Но мне этот способ не понравился из-за того, что акварель сложно нанести небольшим тонким слоем – на мой взгляд, более перспективен способ 2.
2 способ – Акрил
По наводке Евгения Ковалихина попробовал родной питерский художественный акрил – очень понравилось.
Правда бывают проблемы следующего плана
а) трудно получить тонкий слой краски – либо стирается совсем, либо толстовато
б) слой лака (осбенно если водный) нужно под смывку сушить очень тщательно.
Достоинства – быстро и безвредно для домашних
Нюанс (почти недостаток) – смывка получается цветом краски, практически забивая нижний фон.
Пришел к выводу, что этот способ лучше использовать для поверхностей с глубокими узкими участками – внешняя поверхность самолетов – расшивка
Для акварели и акрила необходимо добавить немного Fairy или другого ПАВ для лучшего “сцепления” с поверхностью и увеличения текучести
3) пастель на воде + фейри
Пастельный мелок натирается в мелкий порошок и разводится на воде с небольшим количеством Fairy.
Попробовал, но понял “фишку” метода – может кто нибудь объяснит?
Акрил дает практически такой же эффект, даже лучше, с меньшими трудозатратами – нет необходимости что-то накрашивать и сильно мешать.
Однако многие западные коллеги предпочитает именно этот метод, например – Steve Bamford, владелец ARC
Описание технологии на английском
4) Мягкий карандаш
Несколько похож на предыдущий способ тонировки простым карандашом. Вообщем-то он не является полноценной смывкой, но какое-то отношение все таки к ней есть. Берем мягкий тонкий карандаш и проходимся по линиям расшивки. Затем аккуратно тряпочкой стираем излишки.
5) эмаль (Tamiya Smoke, Model Master)
Почитав западных коллег, решил испытать этот чудо препарат – Tamiya Smoke. Результат приятно удивил
В зависимости от разведения растворителем можно плавно менять степень затемнения, от легкого до почти черного, слой получается тонкий (в отличие от акрила)
При применении по светлым поверхностям с последующим стиранием уайт-спиритом получается эффект “фильтров” – изменения цвета поверхности по потоку.
Фотографии Avenger тонированного по этой технологии.
Минусы – воняет и при стирании краски на ребристой поверхности (нутрянка) ватными палочками, ворс от них стабильно прилипает к поверхности.
Итог – замечательная вещь для светлых поверхностей самолетов.
6) масляные краски
Весьма интересный способ, на который я постепенно буду переходить. Несмотря на недостатки – долгое время высыхания, запах растворителя он обладает достоинствами эмалей, но в более высокой степени.
Кстати, он менее вреден, если использовать специальные художественный”растворитель №2 Уайт-Спирит” (отличается от строительно-промышленного более высокой степенью очистки и содержит оттенок запаха бензина). Олег Якушенко предлагает разводить масло “растворителем №4 Пинен”, однако сам я этот вариант пока еще не пробовал. Не рекомендуется применение скипидаросодержащих растворителей (№1), встречал упоминание, что масло разводили на бензине от зажигалок.
На мой взгляд,этот способ не очень хорошо подходит для тонировки темных поверхностей – черных, темно-синих (американская палубная авиация, я бы для них использовал светлый акрил – для того чтобы нижний темный цвет не забил смывку)
Необходимо тщательно смешивать краски, но мелкий пигмент и текучесть масляных красок позволяют делать вещи недоступные акрилу – полупрозрачные фильтры.
Описание технологии на английском
7) морилка
Встречаю этот метод только у Александра Невзорова (Slava_trudu), поэтому будет интересно узнать его соображения на этот счет – почему он выбрал именно его.
———— начало цитаты ———-
Морилка? потому что ее у меня много А если серьезно, там красящий агент очень мощный с хорошей цветовой гаммой при разбавлении (можно цвет немного варьировать если добавлять дополнительно красящие пигменты)
Морилка достаточно летучая на спирту, консистенция от густой сметаны (при усыхании в открытой посуде с течением времени) – до воды. Соответственно всевозможные загрязнения, выделение расшивки самое то
У нее довольно приятная особенность – менять свой цвет в зависимости от степени разбавления, что хорошо для выделения рельефа, отсутствует опасность все запортить, если что легко все можно смыть (за исключением пористых материалов типа дерева – оно его как бы сжигает на небольшую глубину) и еще в разбавленном виде она очень текуча при сохранении красящих свойств
А еще я использую и масло, и графитовую пыль и акварель, короче как настроение и потребость складываются – результатами вполне доволен
Еще IMHO грязь в природе (как и тени) не бывают радикально угольного цвета, всегда присутствуют бурые оттенки (а так же рефлексы тона краски подлежащей поверхности). Вот по морилке такой расклад
Еще морилки разные в продаже бывают (от серой до зеленой), я пользуюсь коричневой, жалко денег прикупить еще других оттенков, пока меняю цвет пигментами, если надо…думаю потом как нибудь еще цветов прикупить
——– конец цитаты ———
Итого, как минимум 6 способов – гуашь не рассматриваю, так как для авиации на мой взгляд “не канает”.
Напоминаю, что данная статья отражает точку зрения автора и может не совпадать с вашим, и не может претендовать на “истину в последней инстанции”. Моделизм – дело сугубо индивидуальное, наверняка существуют и другие способы.
Каждый из них имеет свои особенности, плюсы и недостатки… какой из них выбрать – дело каждого моделиста, ведь главное – получить в итоге красивый результат.
Буду признателен, если общественность меня дополнит или опровергнет.
scalemodels.ru